Лукоянова Алёна Александровна
Учитель изобразительного искусства
Высшая квалификационная категория
МБОУ Куминская СОШ
ХМАО-Югра Тюменская область
Кондинский район п.Куминский
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
СТЕНОГРАММА УРОКА
Этап урока
|
Ход урока
|
|
|
Организационно-мотивационный этап
|
Мотивация.
- Здравствуйте, меня зовут Алена Александровна. Сегодня я у Вас проведу урок. Недавно прошли новогодние праздники, и в этом году я хочу Вам подарить маленький уголок природы, где вы могли бы отдохнуть, когда вам тяжело и грустно на душе или поделиться своей радостью, когда Вам хорошо.
Визуализация.
Займите самое удобное для вас положении… Сосредоточьтесь на своем дыхании… Представьте, что вы в солнечном лесу…
Почувствуйте запах …воды …цвета, музыку леса…Взгляните как природа похожа на вас…Мы как деревья – деревья – как мы…Красавицы - березки – это добрые юные девушки, вовлекающие нас в свой танец, танец волшебства, танец природы. Представьте себя маленьким или большим зеленым деревцем ваши руки легко играют с шалунишкой – ветром. Может быть вы в душе – это хрупкая березка, а может – добрый, могучий мудрый дуб, накопивший многовековой опыт, который делится своими знаниями с другими.
А кто-то из вас в душе похож на яблоньку – добрую, красивую, с нежной очаровательной улыбкой, готовая вас всегда встретить своей загадочной песней. Яблонька всегда приветлива, имеете много друзей, и никого не забудет угостить свои наливным яблочком.
Может быть вы идете своей дорогой к намеченной цели, такой же сильный душой и целеустремленный как кедр. А кто-то в душе грустный, затаивший обиду на других – древо печальное, древо мрачное, древо грустное....
Мы как деревья – деревья – как мы…
- Какие чувства вы испытали? Попробуйте описать, каким деревом вы представили себя. Почему?
Целеполагание.
-Как Вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы поговорим о характере деревьев и изобразим древо: доброе или злое – на ваш выбор.
|
|
Ценностно-ориентировочный этап
|
Когда - то, очень давно, в первые века нашей эры, в Древней Галлии, Ирландии, Британии в лесах жили многочисленные племена, и в этих племенах особую роль играла каста жрецов – друидов. К деревьям, также как и северяне, они относились как к живым существам, и наделяли чертами живых людей. А потом они заметили, что и люди чем-то похожи на деревья.
- Как вы думаете, чем деревья и человек похожи? (У человека руки – это ветки деревьев, тело - ствол, ноги – корни, сердце у человека – сердцевина у дерева; человек и дерево растут, питаются, чувствуют боль).
- Согласно европейским языческим представлениям, человек сотворен из деревьев. Жизнь людей таинственна и сокровенна, нежели принято думать, что у них есть душа.
-Давайте поразмыслим: если бы дуб был человеком, то это какой бы был человек?
Если бы рябина была человеком, то это какой бы был человек?
- Общительная девушка, т.к. любит светло и растет в содружестве с другими деревьями;
- любит менять наряды и привлекать к себе, т.к. весной - красивые цветы, осенью – разного цвета ягоды;
- добрая, не жадная, т.к. делится со всеми и своей красотой и плодами: с птицами, с людьми;
- красивая, светолюбивая, среднего роста.
- Какими по характеру можно назвать эти деревья злые или добрые? Как вы определили?
|
|
Конструктивный этап
|
Поисковая деятельность в творческих микрогруппах.
|
|
Практическая деятельность в творческих микрогруппах.
- Сейчас, Вы должны вспомнить, что мы говорили о характере деревьев, и каждый из Вас должен будет при помощи техники «поддувание» нарисовать «Свое» сказочное древо, то есть древо с таким характером, особенностями как у Вас.
Объяснение техники поддувания:
- На кисть наберите краску того цвета, похожего на ваше сегодняшнее настроение – краски меньше, воды – больше. В основании альбомного листа поставьте кляксу. Возьмите лист руками и наклоните его. Раздувайте кляксу до тех пор, пока она не «превратиться» в ствол дерева.
Объяснение декора веток деревьев:
- Ветки декорируются при помощи рассмотренных ранее нами символов-
-украшений, либо вы придумываете свои: кольца, круги, капли, точки и т.д. Не забывайте, что ваш декор веток должен отражать характер дерева – доброе или злое.
Ветки декорируете при помощи краски из сгущенного молока. При высыхании такая краска приобретает блестящий глянцевый эффект.
РИСОВАНИЕ
|
|
Оценочно-рефлексивный этап
|
- Поднимите рисунки те, у кого поучились добрые деревья.
Продолжите фразу: мое дерево доброе, потому что..
- Поднимите рисунки те, у кого поучились злые деревья.
Продолжите фразу: мое дерево злое, потому что..
|
|
Итоговый этап
|
Рефлексия.
- А на какое дерево Вы похожи?
Шкала настроения.
Согласно легендам у ханты и манси священным деревом считалась береза, на которой в течение трех лет вела свое гнездо священная птица. К этому дереву, отправляясь на охоту, угорские народы приносили дары для бога верхнего (небесного) мира Номи-Торума. Также на этом дереве ханты и манси, могли завязать лоскуток ткани и загадать желание, которое Номи-Торум обязательно выполнит.
Что в конце урока я и предлагаю сделать. В шкатулке находятся ленты разной цветовой гаммы (желтые, зеленые, синие, красные, черные). Выберите ленту того цвета, который отражает ваше настроение на данный момент времени и завяжите на это древо и загадайте желание – оно у вас обязательно сбудется!
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
НАГЛЯДНОСТЬ И ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ УРОКА
«КАКОЙ ХАРАКТЕР У ДЕРЕВЬЕВ?»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
4 МИКРОГРУППА
Фотографии и репродукция картины добрых деревьев.
Фотография «Цветущая сирень» Фотография «Цветение сакуры»
Репродукция картины «Сказка» (1911г.), И.И. Бродский Авторская фотография «Вишня в цвету»
Фотографии злых деревьев.
5 МИКРОГРУППА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
«С ЧЕМ АССОЦИИРОВАЛИСЬ ДЕРЕВЬЯ У УГОРСКИХ НАРОДОВ?»
Название дерева
|
Ассоциации угорских народов
|
БЕРЕЗА
|
со светом
|
ЧЕРЕМУХА
|
со злыми духами (черный цвет ягод)
|
РЯБИНА
|
с добрыми духами
|
ПИХТА
|
с добрыми духами
|
СОСНА
|
с духом поражений
|
КРУШИНА
|
с духом оспы
|
ОСИНА
|
с духом голода
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КРАСКИ ИЗ СГУЩЕННОГО МОЛОКА.
- Смешивайте разного цвета пищевой краситель со сгущенным молоком в разных баночках. При добавлении малого количества пищевого красителя, цвет получается бледный. При добавлении большего количества пищевого красителя цвет получается более насыщенным.
- Используйте получившуюся краску для оформления и украшения веток деревьев.
- При высыхании краски приобретают блестящий глянцевый лакированный оттенок.
ПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ТАБЛИЦА
Название проекта.
|
|
Актуальность проекта.
(почему этот проект сказочного леса, состоящего из деревьев, отражающих ваш характер, важен и имеет значимость).
|
В мире много зла…
|
Цель проекта.
|
Наша цель разработать проект…
|
Опишите характер получившегося сказочного леса (добрый лес, злой, или смешанный лес – присутствую и добрые и злые деревья)
|
|
Какая цветовая гамма использована Вами для передачи характера добрых деревьев? Злых деревьев?
|
Цветовая гамма добрых деревьев:
Цветовая гамма злых деревьев:
|
Если у Вас добрые деревья:
Какие символы добра вы использовали для оформления деревьев? (растения, птицы, цветы и т.д.).
|
|
Если у Вас злые деревья:
Какие символы зла вы использовали для оформления деревьев? (цепи, копья, проволока, колючие детали и т.д.)
|
|
Предполагаемый результат. (где в дальнейшем может быть использован ваш проект).
|
|
Выставка и презентация готовых творческих проектов «Сказочный лес»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ НАГЛЯДНОГО И ДЕМОНСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА НА ШКОЛЬНОЙ ДОСКЕ.
Древо Добра
|
Тема: «Какой характер у деревьев?»
|
Древо Зла
|
Символы
|
Цвет
|
Фотографии
|
|
Символы
|
Цвет
|
Фотографии
|
|
|
|
|
|
|
(Данные таблицы заполняются творческими микрогруппами)
|
|